В Российской Федерации развитие стандартизации и регламентации государственных и муниципальных функций и услуг происходило по двум направлениям:

– в рамках административной реформы была развернута масштабная кампания по разработке административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;

– в рамках бюджетной реформы была инициирована деятельность по стандартизации качества услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ).

Обязательность разработки административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг закреплена федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ). Под административным регламентом предоставления государственной (муниципальной) услуги понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт ее предоставления.

Обязательный характер носит также регламентация исполнения контрольно-надзорных функций. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (от 26.12.2008 N 294-ФЗ) устанавливает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по принятию:

– административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) или проведения проверок;

– административных регламентов осуществления муниципального контроля;

– административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Разрабатываемые административные регламенты должны отражать оптимизированные процессы, в том числе с учетом возможности исполнения административных процедур в электронной форме. При этом должен соблюдаться баланс между детализацией регламентации и ее практической применимостью.

Актуальность второго направления стандартизации и регламентации обусловлена реформой бюджетных учреждений и их переводом на новые принципы финансирования. Анализ региональной и местной практики организации предоставления услуг государственными и муниципальными учреждениями свидетельствует о наличии больших затруднений при формировании государственных и муниципальных заданий в части установления адекватных требований к качеству оказываемых услуг.

Сложившийся вакуум может быть заполнен стандартами качества услуг, которые будут дополнять государственное и муниципальное задание (заказ) и гарантировать сохранение базовых параметров качества при ослаблении административного и финансового контроля за учреждениями-исполнителями.