Вопрос оптимизации бюджетных расходов имеет свойство часто и многократно появляться в речах и программных заявлениях политиков, концепциях и программах социально-экономического развития, повышения эффективности общественных финансов. Оптимизация расходов бюджета привлекательна тем, что, с одной стороны, позволяет обеспечить сбалансированность бюджета, а с другой стороны, найти отсутствующий ресурс для реализации приоритетных проектов регионального (муниципального) развития.

В условиях финансово-экономического кризиса потребность в оптимизации расходов кратно возрастает. Однако что более важно, кризис открывает «окно возможностей» для действительной оптимизации расходов – сокращения обязательств, в том числе социальных, которое в обычных условиях имело бы крайне низкие шансы на практическое воплощение.

Оптимизация бюджетных расходов в своем итоге имеет одинаковый результат (сокращение расходов), однако ее механизм и, соответственно, качество принимаемых решений, тяжесть социальных и политических последствий, могут быть разными.

Наиболее эффективной является оптимизация, при которой под «нож сокращения» попадают, в первую очередь, обязательства и расходы, имеющие незначительный социальный или экономический эффект, и не сопряженные с существенными социальными, экономическими и политическими рисками. Выявление таких обязательств и расходов неизбежно требует серьезной подготовительной работы.